Вот и настигла меня беда в виде ошибки P0406. Хотя машина и не очень старая. Вспомнив все предыдущие здесь темы по разбору этого клапана решил его ремонтировать. Ибо неремонтируемых вещей там нет! И, естественно, без его съема с машины. Снял фишку, при помощи отвертки отогнул усики. И снял крышку.
Сам клапан ЕГР:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
И снятая крышка:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Крышку забрал домой. На внутренних контактах был коричневый налет. Все контакты зачистил наждачкой, почистил "очистителем контактов". Хотел разбирать крышку, чтобы добраться до реостата, но сперва решил замерять сопротивления тестером. Нажимая на пимпочку и наблюдая за показаниями убедился, что все в норме - показания плавно меняются, ничего не подклинивает. Сопротивление мерял между выводом реостата и каждым его "концом" (номера контактов не запомнил к сожалению, подобрал их методом научного тыка). Т.е. с одной стороны оно плавно растет, а с другой - плавно падает. Т.е. тут все в порядке и внутрь уже не полез, хотя там бывает износ контактных групп и надо вскрывать и подпаивать.
Между контактами соленоида подпаян резистор в виде шарика (видно на 2 фото, у самого края крышки). Судя по показаниям тестера - его сопротивление 60 Ом. Но состояние его уже плачевное, подъеден коррозией. Так что не уверен насчет его сопротивления, хотя на нем читается надпись что-то вроде 60R (совпадает с показаниями тестера) или 609, уже не очень понятно. Глядя на его состояние могу сделать вывод, что на более старых машинах, возможно, он разрушается и вызывает ошибку P0406 или что-то в этом роде. Тогда его перепайка должна помочь. Вобщем с крышкой закончил, она была исправна полностью, за исключением коричневых контактов, которые я подчистил. Подчистил и помыл очистителем на всякий случай и со стороны фишки, хотя там все блестело.
Далее пошел к машине с тестером проверять исправность соленоида. Тестер показал что-то около 5 Ом. Т.е. все в порядке тоже. Но надо смотреть очень внимательно на контакты. Они вставлены внутрь катушки и к ним подпаяны медные выводы катушки. Коррозия может место пайки подъесть - надо контакты тихонько подтянуть вверх и проверить надежность соединения. В случае чего можно подпаять авто-паяльником (на 12 вольт). У меня все было нормально. Почистил сами контакты очистителем контактов и немножко подогнул их плоскогубцами, чтобы они более плотно "обнимали" контакты на крышке. Ну и в принципе можно собирать, раз все в порядке и с соленоидом и с крышечкой. И вот здесь очень важный нюанс! Контакты на соленоиде очень мягкие и гнутся вперед-назад. Поэтому, надевая крышечку, попасть контактами крышечки внутрь контактов соленоида не так просто! Особенно после их "подгибания" для более плотного "обнимания". Мне удалось правильно надеть крышечку следующим способом. Держа ее под углом 45 градусов относительно плоскости клапана приложил контакты к контактам и далее захлопнул как крышку шкатулки. И плавно вдавил вниз на полсантиметра. Крышечка шла относительно туго, т.к. контакты входили друг в друга. Когда я надевал ее просто сверху, то контакты не попали друг в друга и она легко дошла до упора, а контакты лишь касались друг друга своими боковыми плоскостями.
Далее завожу - ошибка не пропадает. Тогда глушу, сбрасываю ошибку сканером. Завожу снова - ошибки нет! До разбора клапана ЕГР снимал фишку, чистил, сбрасывал ошибку - она появлялась тут же снова. Компьютер определяет ее почти моментально. Дал двигателю поработать минут 10 - ошибка не появилась. Глушил и заводил. Все ОК.
Ну и пришла пора фиксировать крышку. Понимая, какое "нежное" создание, этот клапан ЕГР - решил не фиксировать его усиками, дабы без проблем потом снимать крышку. Да и если надо снимать генератор, именно крышка, точнее ее фишка мешает его достать, и приходится снимать кулера. Поэтому покопавшись в хламе, нашел там хомут для пыльника. Ну вот в итоге что получилось:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Проще, конечно, прикрутить проволкой медной, но она была дома и было лень идти.
Какие выводы:
1) Я сперва думал, что раз ошибка касается "EGR sensor", то проблема в реостате все-таки, так как он выполняет роль сенсора. По идее цепь соленоида относится к "EGR solenoid" или "EGR valve". Но весь криминал был в коричневых контактах именно цепи соленоида, другого криминала я не увидел. Т.е. в принципе можно сделать вывод, что все-таки это - силовая цепь соленоида. Но такой вывод не только из-за коричневых контактов, но и еще по одной причине - см. пункт 2.
2) Крышка снялась вообще без усилий, т.е. контакты не оказали никакого сопротивления. Когда я их подогнул, правильно надел, а потом снял - уже потребовалось слабенькое усилие. Сам клапан был без следов вскрытия. Поэтому могу сделать вывод, что при сборке этих клапанов не всегда идет попадание контакта в контакт, а они лишь касаются друг друга боковыми плоскостями. Со временем этот "контакт" ослабевает, окисляется и вылетает P0406. Здесь, конечно, могу ошибаться, но все-таки шанс есть, что все именно так. Особенно, если сборка клапана идет ручным способом. Ну у меня просто не могло быть иной причины, все остальное - в идеале!
3) Обрыв в самой катушке маловероятен, только если обрыв между катушкой и контактами на ней. Но даже если там и обрыв, не думаю, что перемотать ее - такая уж большая проблема. В любой конторе, где занимаются трансформаторами или электродвигателями сделают это за умеренную плату. И не надо тратить сотню баксов на новый клапан и даже его снятие, все делается без снятия клапана с машины. Так что в теории этот клапан полностью ремонтопригоден при любых поломках.
4) Входное активное сопротивление самого соленоида - это два параллельно включенных резистора на 60 Ом и на 5 Ом. 60 Ом - это резистор между контактами катушки, 5 Ом - сама катушка. Получается общее сопротивление цепи - 4.6 Ома. При обрыве цепи катушки остается один резистор в цепи в 60 Ом - поэтому и похоже возникает ошибка P0406 (входное сопротивление слишком велико). Очень жалею, что не проверил сопротивление в таком состоянии, чтобы быть уверенным, что эта ошибка указывает именно на цепь соленоида, а не реостата, но, увы, без съема клапана ЕГР засунуть щупы тестера в фишку не представилось возможным.
Уф, надеюсь, что этот отчетик кому-нибудь окажется полезным и не придется тратить кучу денег на "детские" проблемы.